«Театр ведь не диагностический центр, где ставят диагноз, случается, что и смертельный. Театр должен давать надежду. Пусть даже иллюзорную, пусть придуманную».
Владимир Бирюков – один из знаковых режиссёров российского театра кукол. Его спектакли – это всегда художественное высказывание, которое он «упаковывает» в жёсткую сценическую форму, помещая искусственную куклу в максимально натуральную фактуру и старательно избегая всяческой бутафории. Подобная материальная правдивость создаёт ощущение эффектно работающей предметности и ломает привычную условность театра кукол. Точный внутренний ритм, пристальное внимание к мельчайшим элементам сценографии, удивительная зрелищность и глубокая метафоричность характерны как для детских, так и взрослых его спектаклей. Они изобилуют визуальными подробностями, но при этом их никак нельзя назвать иллюстративными. Владимир Бирюков всегда остро реагирует на социальный контекст, ему важно говорить о человеке, о сегодняшнем дне – не имеет значения, какой драматургический материал он берёт. Большинство спектаклей создал с Заслуженным художником РФ, лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Виктором Никоненко.
В 1977 году окончил Днепропетровское государственное театральное училище, отделение «Актёр театра кукол». В 1984 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности режиссёр театра кукол (руководитель курса Михаил Королёв).
С 1984 по 1989 – главный режиссёр Братского театра кукол, с 1989 по настоящее время – главный режиссёр Пензенского областного театра «Кукольный дом», с 2002 по настоящее время – его же художественный руководитель.
С 2015 по 2019 – художественный руководитель Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В.М. Леонтьевой.
Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска».
Ребёнок – абсолютно особая личность. Совсем маленькие ещё пребывают в том состоянии, когда встреча с театром может стать травмирующей. Что я имею в виду: приходя в театр, ребёнок ещё до спектакля оказывается в особой среде существования, среди большого количества детей. Он попадает в огромный, шумный, подвижный мир, который ему ещё незнаком. Поэтому первые походы в театр обязательно должны быть со взрослыми, которые объяснят, куда они идут и зачем.
Театр создаёт новую реальность на сцене. Эта реальность – модель жизни за пределами театра. И ребёнок в эту реальность абсолютно верит. Спектакли для маленьких детей должны быть доступными, там не должно быть злых персонажей. Каждый ребёнок индивидуален – не дай Бог, если происходящее в спектакле кого-то испугает или травмирует. Эти травмы могут потом сопровождать ребёнка всю его жизнь. В детском театре должен быть очень бережный, нежный, дружественный, доверительный разговор с юными зрителями.
Театр для детей должен быть интересным, зрелищным, эмоциональным. Если ребёнку скучно, если на сцене всё сделано без души, без профессии, без искренней любви к зрителю, он посмотрит – и забудет. А когда он видит невероятное чудо, которое его увлекает, он вернётся в театр. У нас есть спектакли, на которые дети приходят по несколько раз. Значит, то удивительное потрясение, которое испытывает ребёнок, учит его любить театр. Детский спектакль должен быть неким фантастическим, фантазийным пространством, где на глазах юных зрителей возникает жизнь, где они вместе с героем проходят испытания. И, конечно, театр должен уметь найти правильный сценический язык, соответствующий раскрываемой теме и интересам тех, кто будет его смотреть.
В каких-то случаях, нет. Например, «Детский альбом» Чайковского – называется «детский», но это абсолютно классная, фантастически красивая музыка. Не знаю, понятнее ли она ребёнку или взрослому. Или «Ёжик в тумане» Норштейна, знаменитейший мультфильм. Он для кого? Я не понимаю. Его с огромным удовольствием смотрят и дети, и взрослые, потому что там найдена та волшебная составляющая, которая заставляет нас не отрываться от происходящего на экране. Или «Винни-пух» – с Евгением Леоновым. В каком бы возрасте мы его ни смотрели, мы видим невероятное обаяние мультфильма, испытываем трепет от актёрского исполнения.
На самом деле, к сожалению, таких примеров немного. Редко случается, что детский спектакль становится театральным открытием в той же мере интересным и детям, и взрослым. Но такое есть. Это тот современный театр, который рассказывает историю современным, вкусным, эстетически прекрасным языком. Соединение детской проблемы и сценического языка создают это универсальное явление – спектакль, который нельзя назвать только детским или только взрослым.
В детстве весь мир ребёнка состоит из любви, внимания и заботы мамы, папы, бабушки, прочих родственников. У него складывается впечатление и уверенность, что весь мир таков, что он – центр вселенной и все его любят. Но уже в песочнице начинаются взаимоотношения с другими детьми, к сожалению, не всегда безоблачные. Кто-то сразу начинает претендовать на его игрушку, кто-то его отталкивает, защищая своё место... И ребенок с удивлением узнаёт, что есть другие люди, с которыми надо учиться взаимодействовать, вступать в коммуникацию, что в этом новом мире не он один главный. Детский театр, моделируя в театральной реальности простые жизненные истории, должен помогать ребёнку познавать мир, показывать и подсказывать, как решать ту или иную ситуацию, научить находить общий язык с другими людьми, устанавливать дружественные, тёплые отношения. Театр вступает в общение, в разговор, в игру на разные интересные и важные именно для ребёнка темы.
У подростков – другое восприятие. По мере взросления дети замечают, что мальчики и девочки – разные, они начинают нравиться друг другу, возникают отношения – это одна тема. Другая – умение проявить себя, заявить о себе, завоевать внимание другого человека. В подростковом возрасте мы расширяем взаимодействие с людьми, с жизнью, появляется больше вопросов и проблем: одиночество, непонимание, осознание того, что все мы – разные, ситуации, когда коллектив не принимает человека. Становится ещё более важным умение видеть и принимать другого таким, какой он есть, а не таким, каким нам хочется его видеть. Вот об этом всём должен говорить театр для детей. Он должен учить ребёнка тому, что такое дружба, добро, сочувствие, верность.
Я думаю, что театр должен быть мудрым, тонким, деликатным, нежным наставником, другом, который понимает, с каким возрастом он вступает в беседу. Это не значит, что нужно сюсюкать, заигрывать, кормить ребёнка манной кашей. Нужно очень деликатно рассказывать о том, что жизнь сложнее, чем ему кажется. Театр постепенно знакомит ребёнка с той моделью жизни, к которой он должен быть готов. Он должен уметь себя защищать, отстаивать свои позиции, понимать, что такое хорошо, что такое плохо, как уметь дружить, как взаимодействовать с девочками, мальчиками, родителями. И в любом возрасте ребёнок должен учиться сопереживанию. Если он не умеет сопереживать, то он не сможет быть нормальным, полноценным, духовно развитым человеком. Жизнь – большая наука, которую ребёнку надо освоить, и театр должен ему в этом помочь.
Спектакли для взрослых – другие по тематике. Детские спектакли должны быть обязательно добрыми. Спектакль для взрослых может быть жёстким. Это как пощёчина, которая опалила лицо, вспышка, ощущение, что мне не по себе.
Детский же спектакль, конечно, может быть даже и печальным, но мы обязательно должны привести всё к светлому финалу. У ребёнка должна оставаться надежда. Потому что он ассоциирует себя с персонажем, сопереживает ему, искренне верит. Нельзя разочаровывать ребёнка. Нужно помочь ему поверить, что мир всё равно к нему настроен с добром. Мир его любит, принимает, мир ему поможет, защитит его.
Со взрослыми иначе. Трагедии Шекспира, к примеру, – о жестокости, существующей в мире, о человеческих пороках, которых у детей ещё нет. Детям такое показывать не нужно. Они ещё пребывают в своём волшебном, прекрасном мире. Мне кажется, чем дольше дети будут оставаться в этой сказке, тем лучше. Повзрослеть они всегда успеют.