Пётр Чижов – режиссёр, который постоянно исследует себя, создаёт проекты, пронизанные рефлексией, являющиеся исследованием внутреннего мира человека и того, как он связан, сопряжён с внешним пространством.
Из желания найти себя, понять откуда ты возник независимый проект [Место] и одноимённый фестиваль документального театра. Пётр Чижов объединил людей, которые вместе с ним поехали для этого в Смоленск. Драматурги Ксения Савельева и Элина Петрова интервьюировали горожан, писали пьесы, ставили их в разных локациях города. Так родился спектакль «Там был мой дом», состоящий из четырёх частей, складывающихся в единое высказывание на тему памяти. Цикл исследует взгляды смолян на привычные пространства, предлагает вспомнить о родном доме и детстве, о том, что болит и тревожит. Проект [Место] – это не только спектакли, но концерты в нетеатральных пространствах (в перформансе «Музыка. Машины» совместно с проектом «Геометрия звука» на территории Смоленской обувной фабрики музыка переплеталась с лязгом машин и историями смолян о производстве), лекции и мастер-классы по актуальному театру.
В 2017-2018 годах Пётр Чижов реализовывал социальный инклюзивный проект «Театр своими руками» с театральным художником Аллой Касьян в Волосовском психоневрологическом интернате. Результатами той большой работы стали спектакли «Вертеп» и «Ромео и Джульетта», поставленные с обитателями ПНИ, самиздат рассказов подопечных интерната и пьеса «Магазин ненужный вещей» Анны Агаповой по мотивам услышанных именно тогда историй (вошла в шорт-лист фестиваля пьес «Любимовка – 2018»).
По-новому преломляется тема отношений человека и мира в инклюзивном эко-спектакле «Пакетик, который хотел быть нужным» по пьесе Гули Насыровой (совместно с фондом «Альма Матер»). В нём музыкальный ритм сочетается с простыми художественными средствами и бытовыми предметами (пластиковые бутылки, полиэтиленовый пакетик). Получается сказка о том, зачем давать вторую жизнь вещам, рассказанная под звуки арфы. И шире – сказка о перерождении. И о значимости каждого в мире.
Участником «Детского weekend’а» «Золотой Маски» стал в 2022 году спектакль «немножко СЛИШКОМ одиноко» по пьесе Ксении Ярош, написанной по мотивам книги «Ваши письма я храню под матрасом» и переписки 64-летней Астрид Линдгрен с 12-летней Сарой Юнгкранц Швардт. Подростковые переживания героини и её не по-детски глубокие экзистенциальные вопросы становятся источником мира, который создаёт на сцене Большого театра кукол Пётр Чижов. Сару играют три актрисы. Это три личности, три роли, три ипостаси (Актриса, Жертва, Бунтарка), сплетённые в одну судьбу, которую зритель узнаёт по фрагментам писем. Это судьба человека, которого не видят, не замечают, который очень хочет понять, найти, обрести себя, расправить крылья и полететь. Адресат – писательница Астрид Линдгрен – не появится в течение спектакля. Она возникнет только в финале – в виде бюстика и голоса, который прочитает всего одно письмо. Письмо, в котором искренно говорят, что любят, признают, принимают, ценят. И это заставляет поверить в себя не только юную Сару, но и каждого зрителя в зале.
2011-2016 гг. – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства – Российский государственный институт сценических искусств, мастерская Вениамина Фильштинского.
Театральный практик, режиссёр спектаклей – номинантов театральных премий, куратор и педагог театрального курса по recycle-театру для детей, актёр и режиссёр в инклюзивном проекте «Разговоры».
Креатор и режиссёр проекта о городе [Место] с драматургами Элиной Петровой и Ксенией Савельевой. [Место] – кросс-театральный проект о памяти места с элементами документального, сайт-специфик, партисипаторного театра.
Участие в фестивалях
Спектакль «немножко СЛИШКОМ одиноко» (БТК) – участник программы «Детский weekend» фестиваля «Золотая Маска – 2022» и фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин – 2023».
Спектакль-цикл в четырёх частях «Там был мой дом» вошёл в лонг-лист российской национальной премии «Золотая маска – 2019», участник Свободной программы VI международного фестиваля «Точка доступа – 2019 г.»
Спектакль «Антарктида» (театр «На Литейном») – участник ХIII Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров им. Александра Володина» (2017 г.), участник XIV Всероссийского фестиваля «Реальный театр", лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучший спектакль малой формы» (2017 г.), лауреат фестиваля «Лифт. Карелия. Молодой театр» в номинации «Лучшая режиссура» (2018 г.).
Участие в мастер-классах, лабораториях, творческие командировках
- Компания Филиппа Жанти, ТЮЗ, Фестиваль «Радуга» (2014 г.).
- Теодорос Терзопулос, Новая сцена Александринского театра (2014 г.).
- Мастер-класс А. Левинского по биомеханике Мейерхольда (2015 г.).
- Антон Адасинский, Новая сцена Александринского театра (2015 г.).
- Мастер-класс «Театр Угнетённых» Аугусто Боаля: теория и практика» (мастер-класс Адриана Джексона) (2015 г.).
- Летняя школа, секция «Живой театр» под руководством Бориса Павловича (2016 г.)
- Резидент VI Платоновского фестиваля (Воронеж, 2016 г.).
- Лаборатория «Акустическая читка» под руководством Владимира Панкова (2018 г.).
- Мастер-класс Яны Туминой «Пространство. Объект. Атмосфера» (Москва, 2019 г.).
- Мастер-класс А. Андрияшкина (2019 г.).
- Драматургический курс Neodrama под руководством Марты Райцес.
Педагогическая и кураторская практика
2022 г.:
- Art-Lab, Jerusalem, куратор театрального направления в лаборатории для подростков, приехавших после войны из России и Украины. Опираясь на стихотворение Леи Гольдберг, составили документальный перформанс с личными историями участников.
- курс «Превращения» для детей 5-7 лет, Art-Fabrica, Тель-Авив.
- трёхдневный мастер-класс по речи на фестивале «Театральная рампа» в школе «Солнечная река» (Самара).
- поддерживающий тренинг, Центр «Дом» (Санкт-Петербург).
2021 г.
- инклюзивный интенсив для проекта «Давай дружить» в Норильске (тренер, актёрские тренинги для инклюзивной команды актёров и ребят 10-13 лет).
- Куратор курса «Ресайкл-театр» (Санкт-Петербург) – курса о том, как рассказывать про себя через вещи.
- Практикум «Другой я» в БТК (Санкт-Петербург).
- Лаборатория для горожан (Владивосток) – горожане сочиняли свои спектакли о городе в городском пространстве и представляли эскизы проектов.
- Лаборатория «Театр и Я» (с. Кабардинка), практикум для подростков «Другой я» – подростки сочиняли истории жизни выдуманных персонажей в выдуманном городе, делали маски и костюмы из бумаги для финального показа.
2020 г.
- Куратор образовательной программы для подростков на театральном фестивале «Пять вечеров».
- Куратор образовательной программы для спектакля «Коды состояний» (режиссёр Екатерина Угленко, Молодёжный театральный центр «Космос»).
2019 г. – проект «Зеркало нормы» (актёрские тренинги в психоневрологическом диспансере).
С 2018 г. – Театральная компания «Разговоры», инклюзивные практики.
2016 г. – Педагог-режиссёр в театральной школе «Образ». Курсовой спектакль «Ромео и Джульетта» по пьесе Уильяма Шекспира.
Лаборатории, эскизы спектаклей
2015 г.:
- проект «Современная европейская драматургия на Новой Сцене», Новая Сцена Александринского театра, читка пьесы Андруса Кивиряхк «Голубой вагон» (Эстония).
2016 г.:
- фестиваль «Пять вечеров им. Александра Володина», программа «Первая читка» (режиссёрские эскизы новых пьес), эскиз по пьесе Ульяны Гицарёвой «Антарктида»;
- лаборатория «Фильшты-Фильшты» петербургского Этюд-театра, эскиз по роману Эрленда Лу «Наивно.Супер».
2017 г.:
- ХХIV Пушкинский театральный фестиваль, Лаборатория Олега Лоевского, эскиз спектакля по рассказу Бориса Шергина «Пинежский Пушкин»;
- Международная творческая лаборатория «Акустическая читка» под руководством Владимира Панкова. Лекции и творческие встречи с практиками и теоретиками театрального и музыкального искусства, Центр драматургии и режиссуры.
2018 г.:
- Лаборатория Современного театра гостиной VINCI, эскиз спектакля «Магазин ненужных вещей»;
- Лаборатория «Молодая режиссура», фестиваль «Золотая Репка» театр «САМАРТ», эскиз спектакля Ф. Ивер «Папа уходит, мама врёт, бабушка умирает».
2019 г.:
- эскиз по пьесе «Подвиг» Оли Потаповой в жанре медиаопера;
- читка пьесы «Пакетик, который хотел стать нужным» Гули Насыровой с артистами инклюзивного пространства «Квартира»;
- эскиз спектакля по рассказу Андрея Платонова «Возвращение», лаборатория «Свой путь», Русский театр республики Башкортостан.
2019 г. – музыкальный спектакль «Дом отдыха “Тёмные аллеи”», театральная лаборатория «Театр Наций – театрам атомных городов», театр Оперетты Железногорска.
2021 г. – участие в лаборатории для подростков «Я и театр».
2022 г. – Art-Lab, Jerusalem.
Да, это отдельная зрительская аудитория со своим особым восприятием и ожиданиями. Один из определяющих факторов здесь – градация возраста. Например, детям до двух лет даже не обязательно рассказывать историю – сюжет им не так важен. Спектакль может быть построен на драматургии фактур, цвета, образов. В каждом периоде есть нюансы.
У меня есть «педиатрический» ответ: когда детям вводят прикорм, то дают пробовать разное, чтобы познакомить с палитрой вкусов. Маленький человек выдаёт реакцию, что ему понравилось, а что нет. С театром так же – нужно давать пробовать разное. И обеспечить возможность смотреть, слушать, сочинять, играть в театр. Разнообразный театр – привилегия, которой взрослые могут поделиться с ребёнком. А выбор он сделает позже. Сейчас важнее помочь ему разобраться с тем, что он увидел, через рефлексию и игру.
На уровне семьи можно попробовать всерьёз отнестись к детской игре, поощрять игру, вспомнить о праве ребёнка на игру, наблюдать за ней, а может, даже поучаствовать. Дать ей время. Театр тоже появляется из игры, мягко и легко, через разделение на зрителей и актёров, через изменение пространства. В семье это можно начать делать прямо сейчас.
По-настоящему детей влюбляет в театр собственный опыт участия в театральной студии, не наблюдение, а делание театра. У педагогов театральных студий есть задача – увлекать детей, влюблять в театр. И эта задача сложная, волнующая. Важно преодолеть снобистское представление, что педагоги актёрского мастерства и детского театра – это второсортная профессия. Детская театральная педагогика недооценена и оторвана от профессиональной взрослой – и это проблема, которая стоит перед профессиональным сообществом. (Немного я как будто с кафедры сейчас).
Меня не смущает формулировка «детский театр». Представим, что в мире случилась катастрофа, и исчезли все дети. И память о детях. Детский театр тоже исчезнет, и всё, что связано с детской культурой. Исчез адресат – и исчез вид театра.
С другой стороны, в культуре детства дети и взрослые уравниваются. Там одни и те же боли, печали, радости, интересы. Хорошее детское произведение – это зона коммуникации и разговора взрослого и ребёнка.
После рождения дочери я начал переоткрывать мир, жизнь стала видеться в большем приближении, с подробностями, препятствиями, в сложной и заковыристой драматургии повседневности. Чтобы её подробнее рассмотреть, объяснить и эстетизировать, пишутся книги, ставятся спектакли. Детскую культуру делают взрослые – в этом тоже есть парадокс.
При выборе темы я представляю себя таким персонажем из мультика с большим ухом: прислушиваюсь ко времени, к себе и к воображаемому зрителю. Сложнее всего мне прислушаться к себе. Запрос времени, возраста и мой личный запрос должны пересечься, и в зоне их пересечения найдётся тема. Сейчас, мне кажется, важно говорить про насилие не как про абстрактное зло, а как про выбор и про последствия этого выбора. Эта тема важна для детской аудитории, потому что «спустя не так уж много лет дети и подростки станут принимать решения о войне и о мире и о том, в каком мире нам жить, – в мире насилия или в мире братства и сотрудничества». Цитирую Астрид Линдгрен на вручении премии мира.
Театр – человеческая лаборатория, в ней ставятся опыты над персонажами. Тут время спрессовано. В театре есть возможность публично проверить гипотезу правильного или неправильного выбора. Последствия видны сразу, уже через три часа, как в «Макбете», например.
Основной вопрос после выбора материала для детского спектакля – это выбор актёров. В них должен быть ряд особых качеств – личных и профессиональных: нежность, сочувствие, способность импровизировать, интерес к детству, понимание психологии детей. Не все актёры могут участвовать в детских спектаклях. В оперу вас не возьмут без умения читать ноты. И у детского театра тоже должны быть свои критерии при подготовке актёров.
Ещё одно отличие – это форма, в которой находит себя спектакль. Например, спектакль-мультик, спектакль-настолка и т.п. Для взрослых актуальны другие структуры.