Как педагог и режиссёр, работающий со сложными группами детей и подростков с особенностями здоровья, Наталья Шумилкина стремится способствовать раскрытию таланта таких детей, старается помочь им почувствовать свою нужность и значимость. Она создаёт проекты, направленные в большей степени на обучение, поддержку, воодушевление, социализацию таких детей и молодых людей, волею судьбы вынужденных бороться за свою жизнь и здоровье.
С 2016 года режиссер возглавляет Инклюзивный театр «Городок Незнайки» (проект Фонда «Дети.мск.ру»). В этом проекте Наталья Шумилкина работает с детьми-сиротами и с детьми, имеющими особенности здоровья. Вместе с ними она выходит на сцену, создаёт поэтические и драматические спектакли. Подобная деятельность даёт особое понимание значимости профессии, ощущение, что посредством театра можно работать не просто ради своих творческих поисков и амбиций, но и ради других – тем, кому больно, страшно, кому особенно нужна забота и внимание.
Творческая биография Натальи Шумилкиной началась с вахтанговской школы (училище имени Б.В. Щукина) – яркой, зрелищной, игровой, где Наталья училась в мастерской Михаила Борисова, известного, в том числе, как ведущий различных телепередач. Впоследствии в режиссёрской карьере Натальи Шумилкиной пришлось работать над постановками шоу «Золотой граммофон», «Максидром» и других, где она смогла привнести в сферу шоу-бизнеса профессиональную театральную режиссуру. И, наоборот, переняла элементы высокого зрелищного шоу для включения их в театральные постановки.
Примером такого сочетания стала работа в Красноярском ТЮЗе над проектом «Сказки, сказки, сказки». Это три спектакля по сказкам «Дзынь» Натали Фильон, «Красная шапочка» Жоэля Помра и «Слон Хортон» Доктора Сьюза. Спектакль «Дзынь» о странствующей по миру капле родился из театральной лаборатории в Саратовском ТЮЗе. «Красная шапочка» и «Слон Хортон» создавались в Красноярске впервые. Истории, не связанные напрямую между собой, выстроены так, что последовательно вводят в театральный мир детей разного возраста, по нарастающей – 6+, 8+, 10+. Все три спектакля проходят в малом зале театра в одной сценографической установке Георгия Пашина. Играет одна и та же актерская команда.
При работе над «Красной Шапочкой» Наталья Шумилкина осознанно обратилась не к каноничному Шарлю Перро. В пьесах современного писателя Жоэля Помра обнаружилось то, что ближе ей по мысли, идее: если на пути встречается страх, не нужно бежать, но необходимо пойти ему навстречу, пережить его. Тогда человек освободится от того, что мешает идти по жизни.
Каждый спектакль несёт определённую смысловую нагрузку, подключиться к которой помогает цветовое решение. В спектакле «Дзынь» историю о поиске своего места в жизни разыгрывают уличные артисты а-ля Чаплин, в монохромных костюмах – чёрных бриджах, ботинках, котелках и белых рубашках. В «Красная шапочке», где центральной идеей становятся размышления о внутренних страхах, появляется красный цвет, вызывающий, с одной стороны, тревогу, но одновременно заставляющий собраться, сконцентрироваться, обратить внимание на важное. В «Слоне Хортоне» разговор идёт о доброте, и здесь за основу постановщики взяли костюмы, которые предпочитает современная молодёжь, сочетающие спортивный стиль и смешные принты.
В своей работе над разными постановками Наталья Шумилкина утверждает свою позицию: театр должен быть не только осмысленным, но и визуально зрелищным, ярким, чтобы визуальный ряд дополнял и подчёркивал смысл спектакля. Особенно если речь о спектаклях для детей и подростков, внимание которых имеет свойство переключаться быстрее. Поэтому её осознанное режиссёрское решение – зрелищность, динамика, энергия на сцене, чтобы действие увлекало зрителей.