«Изготовитель кукол — это современный Страдивари».
Всё, что делает Борис Константинов, – это абсолютно авторский театр, в котором фантазией его создателей сочинено всё – и всё получается живым. В соавторстве с художниками, чаще всего с Виктором Антоновым, куклы-персонажи, куклы-объекты, предметы игры и действия создаются одухотворёнными. И автомобиль Запорожец в спектакле «Железо», и трамвай в «Ленинградке» – всё кажется живым, тёплым, настоящим. Хотя всё это – папье-маше. Секрет прост – любовь к тому, что ты делаешь, любовь к тем, для кого и с кем.
Борис Константинов родился в посёлке Жигалово Иркутской области, на берегу реки Лены, и первые годы жизни провёл в окружении тайги, таинственной и непостижимой, дремучей и глухой. Возможно, там, в детстве, стоит искать истоки его внимания к народным мотивам, фольклору, архетипическим сюжетам, уважительное отношение к иррациональному, тайне, постичь которую режиссёр пытается средствами театра. Не нужно думать, что спектакли Бориса Константинова – сценическая версия шаманских ритуалов – отнюдь. Но иррациональная составляющая, стихийная экспрессия, живая энергия, от которой – мурашки по коже, безусловно, есть во многих его работах.
Так, героиня спектакля «Аленький цветочек» отправляется буквально в иной мир, и происходит это через некий свадебный ритуал, придуманный авторами спектакля (художник Виктор Никоненко). Жанр этой работы Борис Константинов определил как «сказ для всей семьи». В этом спектакле он сделал акцент на таких понятиях, как милосердие, забота и любовь – на чувствах, которые вершат судьбу заколдованного сада и его безобразного хозяина, и шире – судьбу мира и каждого человека.
«Белая уточка» в театре кукол им. Образцова – ещё один пример того, какие глубины можно открыть через русский фольклор, как сильно можно воздействовать на современного зрителя, что пробудить в душе. За основу Борис Константинов, являясь режиссёром и художником постановки, взял не самую известную сказку Афанасьева и вернул ей первоначальное, обрядовое звучание. Спектакль в жанре «славянский фолк-хоррор» обращается к подростковой аудитории, предоставляя им возможность не просто посмотреть занимательную сказку с перевоплощениями и новым, непривычным решением традиционных образов, но и приложить её сюжет, её суть на себя.
Изначально Борис Константинов учился в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств на режиссёра драмы. Во время учёбы он открыл для себя театр кукол, влюбился в его неведомый, таинственный мир и поехал в Санкт-Петербург постигать его на профессиональном уровне. Мастером был Николай Петрович Наумов. Он научил думать о следующем: «В куклах можно всё. А нужно ли?» То есть всё должно быть оправдано, объяснено, внутренне должно быть понимание – зачем ты пришёл с куклой в ту или иную пьесу, произведение. Мастерская Наумова воспитала стремление к свободе, готовность к самостоятельному поиску языка, сценической правды через работу с куклой.
Актёры, работающие с Борисом Константиновым, говорят о его «мягком сердце», об атмосфере доброты и теплоты, которая возникает при общении с ним, об ощущении, что ты ценен – как человек, как актёр – независимо от статуса и способностей. Этот заряд передаётся и зрителям. Дети чувствуют, что к ним относятся с уважением, взрослые подключаются к миру, где куклы вдруг заставляют задуматься о по-настоящему сложных вопросах и ощутить сильные эмоции. Так происходит в спектакле «Ленинградка», мощнейшем антивоенном высказывании, полном любви к людям. Это, своего рода, сказка для взрослых, разговор с ними на больную тему. Куклы в этом спектакле, кажется, талантливее и выразительнее, чем артисты, передают всю боль и ужас произошедших событий, о которых нельзя забывать.
Окончил Восточно-Сибирскую академию культуры и искусств по специальности «режиссура драмы» и Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (РГИСИ) по специальности «режиссура театра кукол» – курс Н. П. Наумова.
Работал в театре марионеток в Германии, преподавал в СПбГАТИ. Один из создателей театра-студии Karlsson Haus в Санкт-Петербурге.
Был режиссёром-постановщиком III, IV, VIII, X XIII и XIV международной летней театральной школы СТД РФ.
С 2014 года – главный редактор журнала о куклах и людях «Театр чудес». Выступал консультантом кукольных сцен в рок-опере Андрея Кончаловского и Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание».
С 2017 по 2022 – руководитель мастерской режиссёров и художников-постановщиков театра кукол (совместно с художником Виктором Антоновым) в ГИТИСе. Работал в дипломной комиссии национальной школы кукольного искусства в Шарлевиль-Мезьерe.
С 2013 года – главный режиссёр Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова.
Маленький зритель очень доверчив, требует к себе бережно отношения. Вот и все.
Помочь невозможно, можно только попробовать влюбить. Главное - делать это очень тонко. Помнить, что театр — это не кола и не картошка фри. А в погоне за детским зрителем, не переносить театр в среду массовой культуры.
Возрастной ценз произведений — это всего лишь подсказка, термин, но я бы легко избавился от использования этого словосочетания – «детский театр». Если мы имеем дело с произведением искусства, то о возрастном ограничении не может быть и речи.
О жизни и смерти, о любви и ненависти, о верности и предательстве, обо всем том, что издревле волновало человека.
В выборе темы различия нет, а вот каким тоном будет говорить твой спектакль, с той или иной возрастной категорией, важно.