Анастасия Штепура (Крюкова) сочетает в себе смелость, готовность к эксперименту, внимательное отношение к зрителям, коллегам, работе, избегает штампов и банальностей. Стремится создавать спектакли, которые будут интересны и понятны и детям, и взрослым.
«Сказка на всякий случай» – простая, добрая история: неодушевлённые вещи «оживают» и делятся своими болями, печалями, размышлениями. Все эти переживания знакомы каждому человеку. Доступным языком, через стихию игры, через фантазию режиссёр выходит к теме поиска своей мечты, размышляет о том, как важно ценить жизнь в разных её проявлениях, даже если всё складывается не так, как нам хотелось бы. Спектакль сохраняет «взрослую» интонацию (в нём нет сюсюканья, излишней яркости, за которой могут потеряться смыслы) и становится поводом для обмена мнениями между взрослыми и детьми.
Новый подход к творчеству Александра Пушкина ищет Анастасия Штепура (Крюкова) в спектакле по поэме «Сказка о рыбаке и рыбке». Перед собой и перед зрителями она ставит вопросы: что на самом деле связывает старика и старуху, какое чувство? Что помогло им так долго быть вместе? Кто на самом деле такая Золотая Рыбка, и почему она рыбка, а не рыба? Главные роли исполняют заслуженная артистка РФ Татьяна Матюхова и артист РАМТа Артём Штепура. С ними в спектакле заняты актёры независимого театра Алехандро Валенсио и учащиеся театральной студии mART. В спектакле есть юмор, а также попытка соотнести пушкинское произведение с мировоззрением современных людей, подумать о том, на чём в наше время держатся семейные отношения, какие ценности оказались утрачены, почему суета и погоня за призрачным успехом отдаляют людей друг от друга. Это уже не просто детский спектакль, но высказывание о значимости и глубине семейной жизни, о необходимости всепрощающей любви.
Не без юмора – ещё один проект. В интерактивном спектакле «Вечер жалоб на жизнь» зрители получают возможность выйти к микрофону и высказаться о наболевшем, о своих обидах. Артисты выступают в роли коучей. При этом задача спектакля – не решить проблемы людей, а дать им возможность выговориться, позволить им быть услышанными, получить поддержку, взглянуть на свои обиды с другой стороны. И просто поднять зрителям настроение.
Ещё одна сторона творческой личности Анастасии Штепура (Крюковой) – руководство театральной студией mART. При постановке спектаклей она следит за тем, чтобы у каждого учащегося была значимая роль, чтобы не было главных и второстепенных. В студии mART дети не только развиваются с точки зрения актёрского мастерства, но и учатся искусству общения, получают возможность раскрыться в дружественной и безопасной атмосфере, где тебя принимают таким, какой ты есть.
Один из результатов педагогической работы в студии – спектакль «Мой дедушка был вишней», в котором участвовали ученики театральной студии mART и актёры театра Алехандро Валенсио. Обращаясь к этому тонкому, щемящему тексту о смерти, об опыте утраты близких, режиссёр предлагает артистам – и профессиональным, и совсем юным – поискать в этой истории свет, надежду, тепло, добрый юмор, а ещё – соотнести со своей жизнью, вспомнить личные истории и переживания, связанные с этой темой. Получился спектакль, полный радости и, где уместно, смеха. Авторы спектакля вслед за Анджелой Нанетти предлагают взглянуть на расставание через идею о том, что смерти нет, пока про ушедшего помнят. Спектакль стал посвящением дедушкам и бабушкам, предкам, о которых мы, может быть, мало знаем, но помнить и думать о которых важно и необходимо, воспринимая ценность семьи как опору в жизни.
В 2018 г. окончила Московский государственный институт культуры по специальности «режиссёр драмы» (курс стал победителем Всероссийского молодёжного общеобразовательного форума «Таврида-2016», выступив с пластическим спектаклем «Жива-вода»).
В 2018 г. прошла режиссёрскую практику в театре «Школа драматического Искусства» Анатолия Васильева.
С 2017 г. – режиссёр и актриса Московского независимого театра Алехандро Валенсио.
С 2020 г. – актриса театра «Мамин театр».
Педагогическая деятельность
С 2017 г. – создатель и художественный руководитель театральной студии mART.
С 2021 г. – педагог театральных кружков государственного бюджетного учреждения «Центр» (Москва).
С 2018 по 2020 г. – педагог по актёрскому мастерству на курсе Ларисы Шаевой (Московский государственный институт культуры).
С 2018 г. – ведущая театральных мастер-классов для детей и взрослых.
Лаборатории и фестивали
Спектакль «Мам, ну не читай», основанный на текстах девичьих дневников и школьных записок, а также на материалах одноимённого паблика «ВКонтакте», – победитель фестиваля «Театральная весна в Апреле» (Химки), участник проекта «Театральная улица» (Севастополь), гастролировал в Смоленске, Краснодаре, Тюмени, был показан на берегу Финского залива в рамках проекта «Арт-станция».
Спектакль «Сказка на всякий случай» – победитель в номинации «Лучший драматический спектакль для детей (младшая возрастная категория)» II Большого детского фестиваля (2019 г.).
Спектакль «Мой дедушка был вишней» – участник фестиваля-конкурса независимых театральных инициатив в области театра для детей и юношества «Трубадур» (Артём Штепура – лауреат в номинации «Лучшая мужская роль»).
Спектакль «О рыбаке и рыбке» – участник фестиваля-конкурса независимых театральных инициатив в области театра для детей и юношества «Трубадур», а также фестивалей негосударственных театров «Театр нашего времени» (Москва), «Сегодня» (Москва).
Пьеса Анастасии Штепура (Крюковой) «Русские сказки. Монологи» вошла в лонг-лист лаборатории современной драматурги Российского академического Молодёжного театра.
Спектакль «Вечер жалоб на жизнь» – участник фестиваля-перформанса «Пробка мира» (Москва).
Спектакль «Записки Кощея Бессмертного» – лауреат фестиваля театрального андеграунда «Дно» (Москва) в номинации «Лучший спектакль».
Эскиз по пьесе Кати Лёзовой «Буду я» – участник лаборатории «Уральский подпол» (Екатеринбург, 2018 г.)
Миниатюра «Чёрный удмурт» по одноимённой пьесе Екатерины Бронниковой («Чёткий театр, Тюмень) – II место на драматургической лаборатории «Школа удмуртской драматургии» (Ижевск, 2021 г.), приз за лучшую режиссёрскую работу.
Показ спектакля «УЧИсти»ЛИЩЕ» по одноимённой пьесе Камбоджа Амита на фестивале современной драматургии «Чёткая драма» (в рамках заезда «Артполяна» форума молодых деятелей культуры и искусства «Таврида»).
К «маленькому» зрителю необходимо относиться, как ко взрослому: ни в коем случае не допускать сюсюканья. На это мы и ориентируемся, когда делаем наши спектакли.
Ребёнку необходимо «на берегу» объяснить, что театр – это не дословный пересказ книги, это не «вместо прочтения школьной программы». Это отдельный вид искусства, где важен не только автор, но и режиссёр – художник со своим видением и интерпретацией. Десять режиссёров могут поставить десять абсолютно разных спектаклей по одному и тому же произведению. Это так интересно – видеть, как разных людей трогает разное в одном и том же материале. Или одинаково трогает то, что сделано с помощью разных выразительных средств.
Считаю полезным перед походом в театр познакомиться с книгой (особенно, если это широко известная литература), чтобы ребёнок мог сформировать свой воображаемый мир истории, а затем сравнить с миром, созданным конкретным режиссёром, а лучше несколькими. Всегда советую ученикам своей студии посещать спектакли разных режиссёров, поставленные по одному и тому же произведению, которое им нравится. Это расширяет кругозор и формирует умение анализировать, замечать различия между авторским замыслом и замыслом режиссёра.
Показатель хороших современных детских спектаклей – это удивлённые родители в зале, которые думали, что пришли с ребёнком на утренник, а в итоге происходящее на сцене так в них попало, что они не сводят глаз со сцены.
Я убеждена, что с детьми и подростками можно говорить обо всём. Другое дело – как. Важно оставлять почву для формирования собственного мнения ребёнка. Считаю важными такие темы, как взаимопонимание между поколениями, дружба, любовь.
Сейчас мне интересен детский и подростковый театр с серьёзным отношением к ребёнку, без табуированных тем. Года два назад мы играли в ЗИЛе военную композицию, посвящённую Дню Победы, и звуковик, который нам помогал, не стесняясь в выражениях, высказал мне, как ужасно, что в спектакле принимают участие дети. Я слушала и не понимала: в какой момент стало стыдно говорить с детьми о таких важных вещах, как война, жизнь, смерть. Почему им нельзя знать настоящую историю нашего государства и нашей Победы? Почему нельзя помочь детям разобраться в этой теме, чтобы у них никогда и мысли не возникло сравнить фашистский режим и советское государство. Это моя боль на данный момент – люди искусства, уничтожающие уважение молодёжи и детей к себе и своей стране. Никакой гимн в российских школах по утрам не спасёт юное поколение и не привьёт любовь к Родине, если потом вечером эти же дети и подростки пойдут на спектакль (а я видела такие спектакли, они есть), где аккуратно, стильно, может быть, даже талантливо, но бессовестно Советский Союз сравнивается с фашизмом, где режиссёр стебётся над Россией, где под маской пацифистских настроений пропагандируются безответственность и трусость.
Детский театр необходимо освобождать от штампов и вредных установок, а их больше в детских спектаклях, нежели во взрослых. Поэтому над спектаклями для детей работать сложнее. Необходимо соблюдать баланс: сохранить искреннюю человеческую интонацию в разговоре с детьми и в то же время не загрузить их там, где это не нужно, не стать скучными. Когда получается поймать эту волну, работать становится легко и весело.