В спектакле «Муха-Цокотуха» Вологодского театра кукол «Теремок» режиссёр Амир Ерманов представил, как сегодня могла бы выглядеть иллюзия вечного праздника, в котором участвуют насекомые, и стихотворение Корнея Чуковского превращается почти в эпос. Все персонажи выполнены детально, с любовью, и все они – бессловесны. Текст звучит в радиоприёмнике – его читает в записи сам Чуковский. Интересно следить за реакциями насекомых на услышанное. Режиссёр продумал отношения между персонажами – в этом мире насекомых свои законы и своя иерархия.
В «Теремке» Ерманов уже работал ранее – как художник с режиссёром Олегом Лабозиным над спектаклем «Дон Кихот». Там всё было сделано из книг, даже куклы персонажей. В «Мухе-Цокотухе» предметы так же важны. Видно, что режиссёр в спектакле сразу и художник – каждый предмет на сцене неслучайный, каждый ждёт своего часа и действует в нужный момент. Ярко-алые высокие сапоги, мелькавшие в разных местах, появляются перед Мухой в момент, когда голос Корнея Ивановича читает про блошек с сапожками. Этим же сапогом позже раздувают самовар – насекомым он всё равно не по размеру.
В финале спектакля комар победит паука, как и написано в тексте Чуковского (хотя его победа казалось немыслимой – крохотный смельчак против огромного волосатого чудовища). Но окраску и смысл эта сцена получит другую. Это грустная победа и грустная свадьба, ведь никто из её гостей не пришёл на помощь, когда она была так нужна. И все они, несмотря на это, были приглашены. Режиссёр представил своё видение знакомой всем сказки, и оно довольно оригинальное. В нём чувствуется серьёзное отношение постановщика к детству и ребёнку, и уважительное – к тексту. Это не иллюстрация написанного, но желание задать вопросы: а про что на самом деле эта сказка? Про что она сегодня?
«Взрослая» тема раскрывается в другом спектакле Амира Ерманова. «Тео возвращается домой» – история про человека, который на своём жизненном пути свернул не туда, но смог вернуться к исходной точке и всё переосмыслить. В пьесе ему 40 лет, в спектакле режиссёр делает его старше ещё на два десятка лет, но возраст здесь не так важен. Неважно, сколько тебе лет – 30, 40 или 60 – вернись к истокам, если ты потерял свою мечту, как бы говорят авторы спектакля, вдохновляя взрослых зрителей на то, чтобы не бояться, вспомнить себя в далёком детстве. Юным зрителям глубина переживаний главного героя, возможно, пока не так понятна и созвучна. Но ту любовь, которая оживает в Тео при соприкосновении с артефактами его детства, и то дыхание жизни, которое появляется в неодушевлённых предметах через прикосновение к ним, дети определённо почувствуют.
Ещё про один спектакль кажется важным сказать. «Я – слон» – первый в России социокультурный проект по комиксу об инклюзии, основанном на реальных событиях. В нём Амир Ерманов выступил как художник (в соавторстве с режиссёром Дмитрием Богдановым). Сам факт участия в подобных проектах подтверждает способность Амира сопереживать и через профессиональный инструментарий, средствами театра создавать художественный мир, способный поддержать, вдохновить, дать силы жить и двигаться дальше. Главный герой истории – Антон, который волю судьбы оказался в инвалидном кресле и учится жить по-новому, принимать себя другого, учится смеяться над собой и быть сильным. История отчасти автобиографична, так как автор книги Владимир Рудак, писатель из Петрозаводска, – сам инвалид-колясочник. Важно, что история рассказывается без излишнего пафоса и трагизма – на удивление светло, легко и радостно. Содержательная часть и игра актёра подкрепляется мастерским и осмысленным использованием в спектакле маски и кукол, что бывает в постановке для подростков не так часто.