Создавая спектакли для детей и семейного просмотра, Андрей Созонов руководствуется заветом Корнея Чуковского: с детьми нужно разговаривать, как со взрослыми. Поэтому – обязателен конфликт, а герой должен пройти путь, на котором будут и смерть, и потери, и испытания. Для спектакля «Чёрная курица и Невидимый сад» сказка Погорельского – лишь отправная точка. Пьесу написала Джулия Король, музыку – Иван Кушнир. В основе получившегося мюзикла – тема конфликта поколений, которые по-разному относятся к миру. Спектакль совмещает в себе историю взросления, мотив противостояния (внутри школы, между детьми и родителями, между идеей свободы и порядком), любовную линию, юмор. По способу обращения к зрителю всё это напоминает и голливудские антиутопии, и фэнтези типа «Гарри Поттера». И язык этот понятен и взрослым, и детям.
Снова антиутопия – в другом спектакле Александра Созонова – в «Грозе», номинированной на «Золотую маску». Действие происходит в мире антиутопического будущего, где люди живут на обломках прошлого, ничего не создают, не пытаются сохранить то, что есть. Происходящее на сцене напоминает постмодернистское пространство романов Владимира Сорокина, некое новое средневековье, где победил религиозный патриархат, а общество отказалось от научного прогресса. Страшная футуристическая сказка о России, страшно напоминающая окружающую действительность. Эффектные мультимедийные приёмы и решения не разрывают смысловую связь с Островским и поднимаемыми им проблемами. Мир меняется – люди всё те же. Всё то же приспособленчество, фальшивая мораль, наигранная верность традициям, страх перед силой, порочность элит, ярмарка тщеславия, тотальная ложь. И во всём этом – стремящаяся к свободе чистая душа в лице Катерины, судьба которой предрешена. Близость трагического финала не отменяет, а, напротив, обостряет эмоции, на пределе которых главные герои живут и любят, способные этой любовью разрушать косные и мёртвые правила.
О конфронтации – с миром, с близкими, с самим собой в определённый период жизни – спектакль Александра Созонова «Жестокие игры». Пьесу Арбузова режиссёр помещает в пространство, разделённое стеклянным подиумом – границей между столичной Москвой и сибирской глубинкой, современным миром блеска и лицемерия и ностальгическими воспоминаниями о прошлом. Герои вступают в конфликт с окружающим их миром, пытаются отомстить за свои обиды, неудачи и разочарования, но на самом деле они ищут любви, хотят освободиться от печали отвержения самыми близкими. В финале каждому даётся шанс на прощение и любовь И состояние конфликта, нелюбви, жёсткое и мучительное, переходит в исцеляющее ощущение возвращения человека к самому себе, в освобождение и радость жизни.
В 2000 г. поступил на экономический факультет Ижевского государственного технического университета. После его окончания в 2005 году переехал в Чехию, в город Брно для обучения в магистратуре и написания докторской диссертации по экономике.
В 2008 г. поступил в школу-студию МХАТ на курс Кирилла Серебренникова и переехал в Москву.
В 2018 г. начал обучение в школе кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия».
В 2000 г. создал молодёжный театр «ГОСТ», выигравший несколько тематических фестивалей регионального и российского уровня.
Работал в компании телерадиовещания «Моя Удмуртия» корреспондентом, выпускающим редактором и ведущим ток-шоу, автором музыкальных клипов и рекламных роликов.
В 2006 г., во время обучения в Чехии, создал Пражский Театр «Студия-Кси» – первый русскоязычный театр на территории Чешской республики, который в дальнейшем становился лауреатом театральных фестивалей в Латвии и Германии.
Лауреат Независимой театральной премия им. Андрея Лобанова за спектакль «Портрет Дориана Грея».
В 2019 г. номинирован на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинациях «лучшая режиссура», «лучший спектакль большой формы» за спектакль «Гроза» (Международный театральный центр им. А.П.Чехова, Южно-Сахалинск).
Спектакль «Чёрная курица и Невидимый сад» по мотивам повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус») – участник IV Международного Большого Детского фестиваля (Москва, 2021 г.).
В 2022 г. становится лауреатом премии «Золотой Витязь» за спектакль Владивостокского театра молодёжи «Разговор у реки».
В 2022 г. получил спецприз Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» за иммерсивный спектакль «Вторник короткий день» (Международный театральный центр им. А.П.Чехова, Южно-Сахалинск).
С 2022 г. – главный режиссёр Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова.
Спектакль для юного зрителя должен создаваться по тем же композиционным и драматургическим железобетонным правилам, что и все остальные. С точки зрения режиссуры отличий нет. С точки зрения игры их тоже, конечно же, нет. Это же очевидно, что дети и подростки через модели поведения, которые они видят на сцене, будут воспринимать окружающий мир.
Я думаю, что спектакли для подростков и детские спектакли нужно делать так, чтобы и родители находили в них что-то интересное. Самое главное, что должно произойти после спектакля, – это обсуждение между отцом и сыном, мамой и детьми того, что они увидели. Тогда происходит самое главное – возникает новый уровень взаимоотношений внутри семьи. Если вспомнить американские классные мультфильмы, то их смотрят всей семьёй, и каждый видит своё. Вот так нужно делать спектакли.