Спектакль «Школа для дураков» по повести Саши Соколова - это сюрреалистическая трагедия мальчика, учащегося в классе для отстающих детей и ищущего ответ на главный вопрос бытия «зачем я существую?». Это трагедия, так как на этот вопрос ответа он так и не получит.
Школа для дураков - это история о молодом человеке, столкнувшимся с абсурдностью бытия, он не хочет принимать время, которое неминуемо ведёт каждого человека к смерти. Главный герой, который даже не хочет называть своего имени, говоря, что он ""Нимфея - речная лилия"" или ""Бацилла"", пытается победить время, единственную стихию, которую человек ещё не в силах приручить, и для победы над ним, выбирает то оружие, которое на это способно - память. В его историях заново обретают жизнь все, кого он любил, уважал и ненавидел. Вспоминая их, он заново обретает себя, собирает свою жизнь по кусочкам пазла, который за время жизни успел разлететься в разные стороны света.
Память играет злую шутку с каждым из нас, зачастую она представляет события совершенно не такими, какими они были, но, как говорит главный герой, я могу быть тем, кем захочу: я могу работать инженером, копить деньги на машину, ждать скорой свадьбы, учась при этом в школе для дураков.
Время в его голове перемешалось, и главная борьба ведётся на внутреннем поле брани, на уровне сознания, когда он из детства встречается с ним же, но из взрослой жизни. Повествование ведется уже не от первого лица «я», а от второго «мы», что отсылает нас к размышлению обо всех нас, нашем детстве, юношестве, первых друзьях, любви, первых похоронах, поездках на велосипеде по деревне, моментах чистого творчества. Он раздваивается буквально, навстречу ему движется похожий человек, но уже постаревший. Двойственность главного героя обоснована желанием, как автора книги, так и нашим к взгляду на одни вещи под разными углами. Всё полотно спектакля, как разорванная фотография того, о ком больше не хочешь вспоминать, должно собираться по кусочкам, некоторые сцены из раза в раз должны повторяться, постоянно дополняясь. Так последняя встреча с школьным учителем и лучшим другом героя, каждый раз дополняется, ведя нас к понимаю, от чего он исчез из памяти нашего героя, а другими словами просто умерла его индивидуальность и последняя возможность общаться с теми, кто его понимает - с детьми. Учитель Павел, апостол язычников, был уволен за безалаберное отношение к жизни, и как вследствие тому, к работе. Он постоянно появлялся на уроках с босыми ногами, да и вообще выглядел довольно неряшливо - в фетровой шляпе с дырками и старой рабочей робе. Но он был единственным взрослым, кого понимал наш маленький герой - учитель наделил его знанием, которое Нимфея несёт через весь свой путь. Наш герой мечтает сломать все памятники, стоящие во дворе их школы и возвести там памятник учителю Павлу, апостолу дураков, указующего своим перстом в даль. Нимфея отломает от него кусок и оставит при себе, меловой палец, которым сможет вести дальше это занятие на уроках жизни.
Частые споры с самим собой, или диалоги, ведут к откровениям. Первое «я люблю тебя» произносится в споре, возможно он никогда бы не смог этого сказать, если бы память ни привела его по дороге детства к юношеству, и к первой любви. Этот путь олицетворяют рельсы железной дороги, располагающиеся по центру сцены и разделяющие зрительный зал на две равные части. Этот приём даст нам возможность погрузить зрителей в основную мысль работы - бесконечное ожидание давно ушедшего поезда и дать понять главного героя. Он остановился в своём развитии, как говорят все вокруг, поэтому он учиться в школе для дураков, он не может сосредоточиться на важных вещах, не может запомнить даже элементарные уравнения, весь его текст это внутренний монолог, а точнее сказать диалог, между собой из детства и из взрослой жизни. Этот диалог навсегда закрывает перед нами проблему "отцов и детей", так как отцы становятся детьми, а дети отцами, меняясь местами в пространстве перепутанного времени. В памяти главного героя отец остался огромного размера, он своим могучим телом полностью заслоняет дверную раму, а голос его сотрясает стены. Для передачи этого ощущения, мы решили использовать планшетную куклу трёхметровой высоты, полностью закрывающую выход со сцены, такой куклой должны будут управлять четверо актёров, непременно одетые в форму проводников поезда.
Главному герою (Нимфее) присуще сознание философа, все предметы, окружающие его, обретают новые свойства - облака становятся похожи на дряблые старческие мышцы, а пятиэтажки ужасающе глядят прямо в спину. Так его соседка Тимберген, постоянно одалживающая граммофон, чтобы послушать единственную запись её покойного мужа, сама станет иглой для граммофона, бережно опускающей длинный коготь на крутящуюся виниловую пластинку. Её жизнь застыла на повторяющейся песне со старой записи. Все истории, которые герой не хочет принимать, он сразу меняет, создавая собственный мир. Это даёт нам возможность использовать многоплановые решения для передачи смысла. В сцене первого признания в любви, мы узнаем, что Вета Акатова - ветреная женщина, полюбившая большое количество мужчин. Наш герой этого не признаёт, поэтому пьёт чай с крохотной куклой-копией Веты и её кавалера, которого считает весьма интеллигентным молодым человеком, пока на заднем плане, в оконной раме, мы видим, как Вета развлекается с первым встречным, наш герой признается ей в любви.
По рельсам этой железной дороги несётся вперёд поезд, под лаконичным названием «Жизнь», отстукивая тра-та-та тра-та-та. Поезд весь исписан именами пассажиров и проверяющих, работников железной дороги, туристов, продавцов бесполезных предметов, дачников и их домашних питомцев. Люди всегда меняются, но имена остаются, их никто не стирает - времени на это всегда нет. Этот поезд безжалостно несется вперёд, сминая всех на своём пути, никто не сможет остаться в стороне, кроме, конечно зрителя, удобно сидящего на своём стуле. Он сможет наблюдать за стараниями человека, олицетворяющего в себе всю суть человеческих переживаний и доблестно выходящего прямо на пути железной дороги.
Нимфея в самом начале повествования пропрыгает детской считалочкой путь по шпалам, в полной темноте, держа в руках фонарь и освещая им всех вокруг, остановится на 2022-ой, заметит сидящих, после чего забудет следующее число. Он, сошедший с поезда, и победивший время, остановиться в нашей точке и с этого начнёт свою историю, отматывая её вспять. Он движется от смерти к жизни и от жизни к смерти в бесконечном круговороте. И кто, как не он, объяснит ожидающим зрителям, что ждёт нас на границе жизни и смерти.
Мир этого спектакля полностью будет объединен темой плацкартного вагона, в котором все мы движемся, ожидая, своей остановки. Все элементы декорации, будут выезжать из-за кулис на колёсах, двигаясь по рельсам. В сцене похорон лучшего друга главного героя, вместо гроба мы увидим сидение из плацкартного вагона, в котором кто-то оставил свой чемодан.
Главный герой, сталкиваясь с реальностью, отрицает ее, придумывая свой мир, свою историю, с помощью кукол, предметов быта, пластики, и, конечно, музыки. У Нимфеи есть способность слышать на огромном расстоянии все ненужное и не слышать что-то очень важное рядом. Для этого нам потребуется работа с звуками и шумами, которые, переплетаясь, должны будут создавать основной фон спектакля. Многие монологи главного героя в пластических сценах должны будут звучать голосом ребёнка, записанного на студии, а музыка на манер Фёдора Чистякова и группы ""Ноль"", основным инструментом использующим аккордеон, на котором играет и наш герой, будет написана композитором.
Этот спектакль - огромное желание маленького человека разобраться в извечном вопросе судьбы и Бога, он не понимает, почему ему выпала участь находиться именно тут, учиться в школе для дураков, работать инженером, копить на машину, брать кредит на дом, болеть, стареть и умирать. Почти со всем этим он в состоянии смириться, но умирать он не согласен. Он хочет остаться навечно, занеся своё имя на стену. Для нас до конца так и останется загадкой, какое имя он выберет. ""Я могу написать имя каждого из вас, ведь имя - это очень зыбкая вещь"". Он считает, что имя — это бессмысленная условность. Поэтому имя, как и все в языке, текуче, непостоянно. Поэтому периодически пишет на своей спине мелом совершенно разные имена и предметы, исходя из того, кем было бы удобно быть в той или иной ситуации. В кульминационном моменте спектакля, на кладбище у бабушки, мел пойдёт с неба, пока главный герой старательно подбирает аккорды пьесы Брамса на аккордеоне.
Мел - это один из ключевых элементов декорации. С помощью него персонажи смогут дописывать несовершенный мир. Мир, ограниченный кольцевой железной дорогой, по которой навстречу друг другу ездят поезда из памяти главного героя. Мир, застывший в законченных формах, где система подавляет индивидуальность. Эта индивидуальность не хочет смиряться со временем, неизбежно ведущим к смерти, с пространством, ощутимо враждебным для них. Герои меняют этот мир так, как им того хочется, дополняя его своим взглядом на привычные нам вещи. Из мела мы все появились и в мел превратимся.